Цветовая схема:
Размер текста:
Версия для слабовидящих
Администрация городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района республики Мордовия


«Бытовая коррупция» — это тоже преступление

Взятка – это получение должностным лицом (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).

Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительстве или попустительстве по службе, в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять. При этом сам предмет взятки приобретает самые различные формы.
В настоящее время законодатель разделил взятки на два вида: собственно саму взятку и мелкую взятку.
Мелкое взяточничество еще называют бытовой коррупцией, которая охватывает различные сферы взаимодействия граждан и власти. Впервые понятие «бытовая коррупция» было введено в национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы. Оно определено как «коррупционные нарушения, с которыми граждане встречаются больше всего в своей жизни».
Такое проявление коррупции распространёно, потому что люди дают взятки в медицинских учреждениях, детском саду, школе. Они это делают для того, чтобы получить преимущество, выгоду и привилегию для себя.
При этом необходимо отличать коррупцию от мошенничества, когда, например, лицо, не обладающее никакими полномочиями, уверяет о возможности совершить действие или бездействие в пользу дающего деньги или оказывающего услуги.
Бытовая коррупция отличается от других проявлений коррупции тем, что обычно граждане дают небольшие суммы взяток, которые носят постоянный характер. Взяткополучателями в данном случае выступают врачи, преподаватели, должностные лица предприятий и организаций, которые оказывают услуги населению, то есть те, с кем граждане встречаются практически каждый день.
В настоящий момент на территории Российской Федерации действует национальный план противодействия коррупции, который провозглашает одним из направлений работы организацию научных междисциплинарных исследований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающейся снижения уровня бытовой коррупции.
Уголовный кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты устанавливают правовое регулирование в сфере противодействия бытовой коррупции. Федеральным законом от 03 июля 2016 № 324-Ф3 в УК РФ была введена ст. 291.2 «Мелкое взяточничество», в её нормах установлена ответственность за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. Данная норма относится только к бытовой коррупции, то есть той, в которой существует небольшой размер дачи взятки определённому лицу. Также, в пояснительной записке к проекту данного федерального закона было отмечено, что «в 2012—2015 годах подавляющее большинство уголовных дел по факту совершения коррупции, дачи или получения взятки возбуждалось при сумме менее 10 тысяч рублей».
В основе определения понятия бытовая коррупция лежит слово «быт». Оно включает в себя уклад повседневной жизни, а также внепроизводственную сферу. На основе этого под бытовой коррупцией следует понимать совокупность противоправных отношений физического лица как потребителя коррупционной услуги с должностным лицом либо руководителем коммерческой организации как производителем коррупционной услуги для обеспечения оперативности и удовлетворения физическим лицом его непроизводственных потребностей.
Примером мелкой взятки является дача денежных средств преподавателю университета в размере от 500 до 5000 рублей (самые распространенные суммы) за сдачу экзаменов.
Правоохранительными органами, а также надзирающими прокурорами уделяется большое внимание установлению фактов взяточничества. В настоящее время с учетом значимости данного вопроса возросла как роль прокурора (способного в ходе общенадзорной проверки выявить коррупционные проявления), так и роль непосредственно самих граждан, обращающихся с заявлениями о вымогательстве взятки, и благодаря техническим возможностям различных устройств (диктофонов, смартфонов) способных подтвердить факт дачи взятки.
Работа по выявлению взяточничества продолжается, но необходимо помнить, что многое зависит и от позиции граждан, их принципиальности и желании следовать до конца в борьбе с коррупцией.