300 лет прокуратуре!
Вот уже три столетия российская прокуратура, пережив смену эпох и династий, испытав на себе влияние разных политических режимов, служит державным оплотом порядка и законности нашего многонационального общества.
Создание прокуратуры в России именно как органа власти имеет исторические корни. Она создавалась, прежде всего, как государственный орган, осуществляющий от имени императора и по его поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего Сената, других центральных и местных учреждений. Функции прокуратуры были довольно широки, хотя и видоизменялись, особенно после Судебной реформы 1864 года. В отдельные периоды генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, юстиции, внутренних дел. Прокуратура являлась органом, чьи надзорные функции были полномочиями контрольной власти.
История запечатлела неоднозначное восприятие прокуратуры, ибо она по изначальному замыслу ее творца — Петра I была призвана служить зорким «оком государевым» в изобличении казнокрадства и мздоимства, сепаратизма, вседозволенности вельможной и чиновничьей знати, оберегая единство и безопасность страны.
Чтобы понять истоки создания прокуратуры, надо уяснить изначально петровский замысел создания на Руси сильного эффективно управляемого государства в тогдашних условиях боярско-княжеской волокиты и косности чиновного управления в России. Приступая к обновлению и преобразованию огромной страны, которая, по выражению Пушкина сроднившись с_Западом и сохранив свою самобытность, «вошла в Европу как спущенный корабль», Петр 1 прежде всего выстраивал стержневые фундаментальные опоры державности, которые бы объединяли, скрепляли все российские земли под эгидой короны на основе единства воли и твердых правил управления.
С прокуратурой великий реформатор связывал не просто появление удобной и целесообразной управленческой структуры, но и рождение цементирующей силы государства, которая стала бы оплотом единства законности и правопорядка на просторах империи, чистоты и совести властных чинов в центре и на местах.
Уже изначально Петр 1 замыслил прокуратуру как особый институт контроля за деятельностью чиновников всех мастей, отнюдь не чуждых казнокрадства и мздоимства, пресечения безнаказанного своевластия столичных и местных правителей.
Петр 1 немало размышлял над будущим прокурорской власти, лично составлял варианты законопроектов. Его особо занимала мысль об устройстве такою надзорного органа, который не спасовал бы перед вельможными чинами и в том числе перед сенатом, который сам являлся высшим органом управления и контроля в России. «Сей чин (по мысли Петра 1) яко око наше и стряпчий о делах государственных». Понадобились три его Указа, чтобы российская надзорная власть обрела сравнительно завершенные очертания. Первый из них был принят 12 января 1722 года «О должности сената». В нем говорилось: «Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору».
А уже 18 января того же года выходит Указ, который установил в должности прокуроров в судах и о пределах компетенции судов в делах по доносам фискальских и прочих людей. В апреле 1722 года появляется ещё один Указ «О должности генерал-прокурора» с подробной регламентацией его обязанностей и правомочий. По нему генерал-прокурор в пиане надзора становился над сенатом и напрямую выходил на императора. В Указе подчеркивалось: «Генерал-прокурор повинен сидеть в сенате и смотреть накрепко, дабы сенат свою должность хранил во всех делах истинно, ревностно и порядочно без потеряния времени по регламентам и указам отправлял, а также смотрел, дабы сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал».
В послевоенные годы российской государственности, несмотря на все перипетии истории и некоторым изменениям в статусе прокуратуры, её поднадзорная роль сохраняется и в настоящее время. Прокуратура до сих пор является одним из важнейших звеньев правозащитной системы.
Сегодня Российская Федерация — государство с самой большой в мире территорией, где без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, сложно сохранить территориальную целостность. Поэтому создание в России прокуратуры как отдельной власти — явление уникальное. Прокуратура призвана быть балансом, уравновешивающим другие ветви власти.
Именно служением интересам Отечества и народа строгим надзором за законностью российская прокуратура снискала себе, несмотря на зигзаги истории, традиционное общественное признание. Она служила и служит надзорным щитом государства против любых злоупотреблений и нарушений законности, от кого бы они ни исходили.
На сегодняшний день в Ковылкинской межрайонной прокуратуре осуществляют свою деятельность 8 работников. А именно: межрайонный прокурор, один заместитель прокурора, один старший помощник прокурора, три помощника прокурора, главный специалист отдела, водитель. Коллектив работоспособный, готов к выполнению поставленных задач по защите интересов государства и общества. В связи с празднованием 300- летней годовщины Российской Прокуратуры поздравляю коллектив межрайонной прокуратуры и ветеранов прокуратуры с профессиональным праздником. Желаю всем здоровья, успехов в нелегком труде, удачи во всех намеченных делах во благо общества, во благо Отечества!
Ковылкинская межрайонная прокуратура